Фауст и Мефистофель
Сам И. В. Гете воспринимал образы Фауста и Мефистофеля в неразрывном единстве. Они олицетворяют постоянную борьбу разных начал в душе человека и в мире. Появление Мефистофеля в кабинете Фауста, а не Вагнера, не является случайностью. Ведь Мефистофель — дьявол, воплощение зла, дух отрицания. Его функция в произведении-моральное испытание человека. Вагнера не стоит испытывать, ибо ему неизвестны высокие духовные порывы. В отличие от него, Фауст — человек, который ищет смысл жизни и себя в мире, — интересный объект для дьявольских экспериментов.
Мефистофель осознает сложность задачи, которую он поставил перед собой: людей не так легко уничтожить: «я их бил, терял и вновь, Смотри, шумит свежая кровь». Признавая не-возможность уничтожить весь человеческий род, Мефистофель задался целью взять в плен душу человека. Он соблазняет Фауста, который давно бьется в тупике, надеждой на познание жизни и счастья: «Во - брось никчемные занятия, — / Узнаешь, что такое жизнь». Мефистофель зовет героя из темного кабинета на широкий простор, стараясь забрать в плен его душу.
Но Мефистофелю не удалось покорить себе душу человека и доказать его "мерзкую" суть. Фауст все равно ищет истину, не останавливается в процессе познания, не теряет человеческое естество, хотя и допускает ошибки.