Вторая часть Гете «Фауст»
Вторая часть произведения абстрактнее первой. Это попытка осмыслить всю духовную культуру человечества и найти тот абсолют, которому всегда стремились люди. Образ Фауста теряет индивидуальные черты и становится воплощением воли, разума, воображения, ничем не ограниченного в своих порывах человеческого духа.
Идеалом гармонии и красоты для него становится Гелена Прекрасная, но Фаусту предстоит пройти длительный путь к ней. Он должен приобщиться к достижениям человеческой мысли, познать все фазы истории человечества. Своеобразной параллелью к образу Фауста образ Гомункула, искусственного человека, созданного Вагнером не без участия Мефистофеля. Гомункулу тесно в стенах вагнеровской лаборатории, он рвется на широкий простор, хочет познать полноту жизни. Но его существование вне природы и общества ограничено. Слившись с первородным океаном, он должен пройти все стадии развития, прежде чем стать человеком. Судьба Гомункула — предупреждение человечеству: только в связях с жизнью и природой можно постичь истинный смысл бытия.
Союз Фауста с Хеленой — символ единения мятущегося духа с античной красотой, воплощение мысли автора о гармонизации общества посредством античности. Но этот союз мог существовать только в вымышленном, иллюзорном мире. Прекрасный Эвфорион, дитя Фауста и Гелены, погибает, вслед за ним исчезает и Гелена. Итак, поиски Фауста завершились поражением, хотя приближение к античной красоты обогатило его духовно и побудило продолжать свой путь к высокой цели.
В четвертом и пятом актах второй части Фауст работает на благо людей, в борьбе за жизнь и волю: "лишь тот жизнь и воли достоин, / кто бьется изо дня в день за них!» Однако его ждали новые испытания…