Биография Федерико Гарсиа Лорки
1898-1936
Федерико Гарсиа Лорка родился 5 июня 1898 г. в семье зажиточного фермера и учительницы в андалузском селении Фуэнте Вакерос (с испанского — «Пастуший источник»), неподалеку от Гранады (Испания). Живописный край, окруженный горами и голубыми источниками, полон запаха цветущего миндаля, навсегда очаровал будущего писателя. Природа пробуждала в его душе звуки, слова, мелодии, которые впоследствии воплотились в художественных образах.
Федерико Гарсиа Лорка |
Через некоторое время семья переехала в соседний поселок Аскероси, а позже, в 1908 г., — до Гранады, оставаясь в пределах Веги — долины, где сохранялись традиции, легенды и волшебные обычаи. Федерико с восторгом участвовал в древних ритуалах, карнавалах, народных праздничных процессиях.
Осенью 1915 г. он поступил в Гранадский университет сразу на два факультета-философии и литературы и права. Переехав в 1919 г. в Мадрид, юноша погрузился в бурную жизнь столицы. Он жил в студенческой резиденции, где в то время собиралось немало молодых талантов, которые впоследствии стали известны в испанской культуре: деятели театра, художники, композиторы. Стремление новых образов способствовало интенсивной работе в поисках оригинальных художественных форм. Среди друзей Ф. Гарсиа Лорки были поэты Хуан Рамон Хименес (будущий лауреат Нобелевской премии) и Антонио Мачадо, композитор Мануэль де Фалья и философ Хосе Ортега-и-Гассет, художник и др. Эти талантливые люди назвали Федерико "андалусским соловьем".
Андалусия — край христианский и мусульманский, языческий и религиозный, арабский и романский... во многом загадка Лорки является загадкой самой Андалусии. Это сочетание культур дало поэту космическое ощущение Андалусии и мира вообще: Андалусец или посылает гордый вызов звездам, или целует рыжую пыль своих дорог. Описывая Испанию, художник имел в виду прежде всего Андалусию.
В 1923 г. Ф. Гарсиа Лорка закончил факультет юриспруденции Мадридского университета, но его настоящим призванием была литература.
В творчестве поэта развивались несколько параллельных тенденций: фольклорно-литературная, фольклорно-мифологическая и экспериментальная. Каждая из них доминировала в разные периоды жизни писателя, но не отрицала другую. Их взаимодействие определило яркость поэтического мира художника.
Свой творческий путь поэт начинал с литературной обработки андалузского фольклора — песен и легенд. Это показали «Песни» (1927), «Сюиты» (1928) и другие произведения. В сборниках «Канте хондо» (1921-1922), «Цыганское романсеро» (1928), «Тамаритянский диван» (1936) преобладала фольклорно-мифологическая тенденция. Влияние фольклора и мифологии становится определяющим в художественном мире поэта.
Ф. Гарсиа Лорка принадлежал к группе писателей, которые объединились вокруг антифашистского журнала «Octubre» («Октябрь»). Он принимал активное участие в общественной жизни Испании, не скрывал своей ненависти к фашистскому режиму. 18 июля 1936 г. в день Святого Федерико, когда поэт вместе с отцом праздновал свои именины (ежегодно он проводил этот день в Гранаде), начался мятеж. Поэт скрывался в доме братьев Росалесов, но кто-то донес на него. 16 августа его арестовали, а 19 августа 1936 г. расстреляли на окраине М. Гранады (Испания).