Сочинение на тему: Жизнь – это сон по одноименной пьесе Педро Кальдерона

Педро Кальдерон считается основателем нового литературного жанра: религиозно-философской драмы. В своей пьесе «Жизнь — это сон» он проявил себя ревностным католиком, ведь подчеркивал обращении желаний и стремлений человека к Богу, на необходимости усмирения человеческой гордыни и других отрицательных черт.

Человеку, по мнению драматурга, только кажется, что его желание и воля способны как-то изменить его судьбу, а на самом деле люди абсолютно беспомощны перед Божьей волей. Поэтому жизнь человека иллюзорна и призрачна, она подобна сну или театру, а никак не реальности. Единственное, что остается людям, - это обуздать свой мятежный нрав и принять предопределенную судьбу.

Очевидно, для драматурга важно было показать, что жизнь вроде сна помогла главному герою драмы Сехисмундо морально очиститься. Осознав, что все, чего можно достичь и получить путем насилия призрачно, герой понял, что насилие и вовсе лишнее, что способствовало извинению им родителей. Сделав это, Сехисмундо удивительным образом достиг славы и власти, о мизерности которых он еще недавно размышлял.

Драма Кальдерона насквозь аллегорична, поэтому взаимоотношения между Сехисмундо и Басилио можно считать идеальной моделью взаимодействия между человеком и Всевышним. Кроме аллегорий, в своем произведении драматург использует тонкую иронию, еще один распространенный для эпохи барокко литературный прием. Достаточно вспомнить поведение Сехисмундо при первом появлении во дворце, когда принц чуть не обесчестил Росауру, угрожал Астольфо и выбросил из окна слугу. Это доказывает, что в четкие расчеты могут закрасться ошибки, иногда довольно опасные, как погрешность в гороскопе, через которую король едва не погубил своего сына. Слепой за свою непоколебимую веру в знамения, Басилио просто забыл, что по христианскому учению миром правит Божье провидение, а никак не звезды:
Никто не может судьбы отвлекать,
Потому что все, как определено, так и погибает;
То, чему быть, того нам не миновать,
И произойдет то, что случиться должно.
Вместе с тем драма «Жизнь — это сон» — это социальное произведение, в котором становление личности главного героя, его морали и собственного «я» происходит через осознание человеком своей ответственности перед другими. В своей драме автор предложил если не программу формирования идеального короля, то по крайней мере поучительную картину его развития и самовоспитания.

Философские идеи, которые озвучивают персонажи произведения, воплощенные через уподобление реальности и иллюзии, через столкновение сознания и подсознания. Через образ сна Кальдерон раскрывает целый ряд тем. Это относительность жизненных ценностей, вины и искупления, родительского и вассального долга, чести и милосердия, свободы и быстротечности времени, которые тесно переплетены в драме.